8 (495) 995-44-95
8 (800) 200-44-96
Москва
Таганская, Б. Дровяной пер., д. 7/9, стр. 1

Расширение границ Москвы. Некоторые аспекты землеустройства

05.10.2011Категория: Статьи

Расширение границ Москвы и создание столичного федерального округа очевидно увеличит инвестиционную привлекательность рынка жилой недвижимости Подмосковных территорий, которые войдут в состав столичного региона, а также сопряженных с ними территорий. Развитие собственной инфраструктуры, улучшение транспортной доступности станет мощным стимулом к развитию данных земель. Что положительно отразится на девелоперах и землевладельцах.

Но что же влечет за собой такое расширение границ с точки зрения землеустройства?

Не секрет, что значительная часть подмосковных земель имеет категорию сельскохозяйственных. Расширение границ города, а соответственно изменение границ населенного пункта влечет за собой изменение категории всех земельных участков на земли населенных пунктов.

Второй аспект — это разрешенное использование. В данном случае, изменение категории на земли населенных пунктов не влечет за собой автоматического изменения вида разрешенного использования земельного участка. Изменение разрешенного использования возможно на основании проекта планировки, путем внесения соответствующих изменений в генплан, в документы территориального планирования, а также до утверждения правил землепользования и застройки путем принятия соответствующего решения после публичных слушаний с учетом их результата.
Включение же земельного участка в границы населенного пункта влечет за собой ряд последствий для землевладельца. Земельный участок может быть переведен из одной категории в другую, без обязательного согласия с землевладельцем на основании ходатайства государственных органов или органов местного самоуправления. При этом за правообладателем земельного участка сохраняются все права собственности либо аренды. Изменение категории земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости, соответственно обязательных платежей за землю.

Планы государственных и столичных органов власти по расширению границ Москвы подразумевают активное развитие инфраструктуры, в том числе транспортной на присоединяемых территориях. Очевидно, что для реализации данных намерений требуется немало свободной земли. В этом смысле актуален вопрос изъятия земель для государственных нужд у правообладателя.
Данный аспект регулируется СТ. 49 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА «Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд».
1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
 - объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
 - объекты использования атомной энергии;
 - объекты обороны и безопасности;
 - объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
 - объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
 - объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
 - линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
 - объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
 - автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд


1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.
2. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
3. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством. СТ. 55 ЗК

Это значит, что земельный участок изымается путем выкупа. Выкупная цена определяется соглашением сторон и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящихся на нем строений, убытки, понесенные собственником в связи с изъятием ЗУ, в том числе не полученный доход от использования ЗУ, т. е. упущенную выгоду. Однако это относится только к затратам, понесенным собственником до объявления решения об изъятии ЗУ. Все улучшения, затраты понесенные после этого относятся на счет собственника либо арендатора (в случае аренды ЗУ). Изъятие также возможно в судебном порядке, в случае если стороны не пришли к соглашению.